Лауреаты премии журнала «Зинзивер» за 2020 год объявлены
Фестиваль Словесность 21 века  
 
Пресса

Пресса

«НГ Ex libris» от 13.08.2015 г. Что тут поделаешь? Да, он такой… Николай Фонарёв


Что тут поделаешь? Да, он такой…

Вечер Евгения Степанова в Доме-музее Марины Цветаевой


Литераторам Евгению Степанову, Сергею Бирюкову, Нине Красновой и Александру Бубнову уютно среди книг.
Фото автора
В Доме-музее Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке, в камерной атмосфере, располагающей к контакту поэта с залом, Евгений Степанов представил две свои книги.

В первой части вечера поэт читал тексты из сборника «Аэропорт», в который вошли стихотворения, написанные в традиционной силлабо-тонической манере: «что тут поделаешь – да я такой/ пьяный и странный – от жизни балдея,/ я по Фонтанке иду до Тверской/ а по Тверской я иду до Бродвея…», «не суперстар, а просто стар», «Ты – женщина. Значит – умнее меня,/ Умнее меня и добрее», «Обними, пожалуйста, меня», «От станции «Небо» до станции «Дно»/ всего-то одна остановка./ …От станции «Дно» до высоких небес/ Почти бесконечна дорога», «Эпоха распиленных грантов,/ Эпоха фальшивых талантов», «а последние сделались первыми,/ предварительно первых убив…/ ничего на земле не меняется/ ничего не изменится тут».

Потом он перешел к книге «So ist das Leben (стихи на разных языках)», которая появилась совсем недавно. Он прочитал стихи на французском, немецком, английском, украинском и даже чувашском языках. И на русском, естественно: «Я говорю по-английски плохо/ Но меня все понимают/ Я говорю по-французски… по-немецки… по-украински… по-болгарски плохо/ Но меня все понимают…/ Я вроде бы неплохо говорю по-русски/ И даже преподаю стилистику в одном престижном вузе/ Но меня понимают всего несколько человек». А еще он показал свои экспериментальные стихи из раздела «Заумно-визуальный язык», где есть акростихи, фигурные и нумерологические стихи, и палиндромы, и анаграммы, и «заумь… и зумь безумь»…

Вслед за героем вечера выступали гости. Сергей Бирюков, поэт, критик, профессор университета в городе Галле (Германия), президент Академии зауми перенесся на машине времени в 80-е годы: «Женя Степанов когда-то ходил ко мне в литературную студию, когда мы оба жили в Тамбове, 35 лет назад. Он мой ученик. Евгений Винокуров говорил: «Учитель, воспитай ученика,/ Чтоб было, у кого потом учиться». Я воспитал такого ученика и теперь сам многому учусь у него. Он всего себя посвятил литературе, весь сосредоточен на ней. Нам надо равняться на Женю Степанова…» Бирюков прочитал свое стихотворение «Тамбовская пыль», посвященное Степанову: «Кто тебя еще восславит/ В алфавитном беспорядке?..» – а потом исполнил в стиле мелодекламации «Стихи… которые теней не образуют вокруг себя», «Ступенями стиха к вершине беги…».

Поэт, культуролог, президент Академии русского стиха Слава Лен рассказал о Бродском, Уфлянде, Сосноре… По его мнению, сейчас самый лучший толстый журнал, где поэты могут размещать свои стихи, это социальные сети, если не считать журналов Евгения Степанова. Он прочитал несколько своих стихотворений: «Свобода не знает Рая… Беда не ходит одна», «Каинова печать», «Не в силах быть самим собой», «Бились русские с американцами/ До последнего украинца».

Затем автор-исполнитель Ирина Голубева исполнила под гитару несколько своих песен: «Рыжая лошадь» и «И лишь напоминают поезда/ О том, что есть другие города».

Гость из Курска, доктор филологических наук, поэт-палиндромист Александр Бубнов похвалил Евгения Степанова за то, что тот «собирает камни», то есть «объединяет поэтов», и вынес на суд присутствующих свои стихи обо «всех, кто воплотился на земле», и палиндромы: «кот с ежихой, ох, и жесток»…

А Нина Краснова прочитала стихи из своей книги «Тайна», адресованные Евгению Степанову, «Феноменальное явление» и частушечные «Комментарии к фотографии»: «На этой фотке образ Женин/ И поэтичен, и блаженен», «Я сижу, любуюсь Женею,/ Ощущаю в сердце жжение».

Выступили со своими добрыми словами о Евгении Степанове и со своими произведениями поэты и прозаики Владимир Делба, Роберт Кесслер, Галина Богапеко, Анна Чернокнижникова, Людмила Саницкая, Людмила Осокина, Борис Якубович, Александр Карпенко и др.

Николай Фонарев